Организация образовательного процесса в разновозрастной группе

Консультация для родителей «Разновозрастная группа»

Консультация для родителей

«Разновозрастная группа»

Что такое разновозрастная группа?

Это группа, в которой дети отличаются друг от друга по возрасту и развитию. Чтобы получилась разновозрастная группа, недостаточно просто собрать в одном месте детей от 4 до 6 лет. В группе нужна особая образовательная программа: дети изучают один и тот же материал, но старшие — на углубленном уровне. Также воспитатели передают старшим детям часть бытовых и педагогических задач: старшие помогают младшим одеваться, убирать за собой посуду, объясняют задания.

В чем плюсы разновозрастных групп?

Ускоренное развитие. В разновозрастной группе младшие и старшие дети помогают друг другу общаться и учиться. Младшие быстрее развиваются, догоняя старших. Старшие учатся ответственность, а также «закрепляют» знания и навыки, помогая младшим по быту и с заданиями.

Минимум конфликтов. У сверстников может быть больше конфликтов, чем у детей разного возраста. К тому же дети разного возраста по-разному реагируют в конфликте: если трехлетки «упрутся» и не поделят игрушку, то шестилетка уступит младшему или предложит другой способ, который устроит всех.

Индивидуальный подход. В разновозрастных группах меньше детей, чем в обычных, воспитателю проще работать с каждым ребенком.

Обучение у старших. Воспитательная работа в разновозрастной группе частично опирается на подражание: младшие следуют примеру старших, это помогает им быстрее освоить навыки, запомнить информацию. Вместе с тем старшие чувствуют ответственность, стремятся активно демонстрировать знания, помогать младшим — это прививает организованность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность и умение контролировать свои слова и поступки.

Всестороннее развитие и социализация. Дети делятся друг с другом впечатлениями и мнениями — это дает ценный опыт общения тем, у кого нет младших/старших братьев и сестер.

Общение с малышами способствует формированию положительной самооценки детей. В группе детей одного возраста разница между умениями и навыками детей не так велика, как в разновозрастных. Наблюдая за детьми младшего возраста, ребенок (иногда самостоятельно, иногда с помощью воспитателя) осознает свои достижения. А именно, что раньше он многого не умел и не знал, а теперь умеет и знает. Такое сравнение ребенка с самим собой в более раннем возрасте полезно для формирования положительной самооценки.

И, наконец, разновозрастные группы в большей степени отражают реальный мир в его разнообразии. В обычной жизни мы одновременно взаимодействуем с людьми разного возраста, пола, этнической принадлежности и т. д. Поэтому крайне полезно для детей и в детском саду, в котором они проводят большую часть, взаимодействовать с детьми разного возраста.

свернуть

Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастных группах УДО

Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастных группах учреждений дошкольного образования

 

 

В последнее время в наполняемости групп учреждений дошкольного образования произошли значительные изменения, оказавшие существенное влияние на организацию образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и, на первый взгляд, неразрешимые сложности. Так, например, в группе могут быть дети разного возраста, от 2 до 7 лет. 

В таком случае организацию работы необходимо  ориентировать на программы нескольких возрастов. Занятия должны проводиться в разных формах. Закономерно встает вопрос: как качественно организовать образовательный процесс в условиях  разновозрастной группы? Как реализовать полный объём образовательной программы?  Как сгруппировать материал возрастных целевых ориентиров в одну образовательную деятельность? Необходимо выбрать и грамотно распределить по времени разнообразные формы работы, которые позволят решить задачи нескольких возрастных групп,  и при этом учесть требования санитарных норм и правил о допустимом объёме образовательной нагрузки. Осложняет эту работу недостаточное методическое обеспечение: малое количество литературы, обобщённого опыта работы, конспектов занятий.

Как вариант решения ситуации- с воспитанниками  использовать фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы работы. 

Например, фронтально  заниматься на таких занятиях, как ребёнок и общество, аппликация, конструирование, ребёнок и природа, развитие речи, лепка, и конечно физическая культура и музыкальная деятельность.

Подгрупповую форму работы  использовать с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по подготовке к обучению грамоте и занятиях по математике, так как на таких занятиях решаются учебные задачи частного характера, которые относятся только к детям данного возраста. При этом младшие дети остаются в группе.  Почему? Дети, которые не участвуют непосредственно в занятии (в данном случае дети 4-х лет), становятся более дисциплинированными, а также невольно заинтересованными, в том, что делают старшие, они становятся слушателями, запоминают понятную и интересную им информацию. В это время они находятся под присмотром помощника воспитателя.

При проведении занятий можно использовать следующие виды организации образовательной деятельности:

Первый вид занятия - ступенчатое начало, второй вид  – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия, третий вид – одновременная деятельность детей по разным программным задачам. Остановимся подробно на каждом виде организации образовательной деятельности.

Например, планируя  занятие по образовательной области «Ребёнок и общество», на тему «Одежда», можно поставить следующие образовательные задачи: 

Для детей пятого года жизни – формировать представления о значении одежды в жизни человека; умения дифференцировать одежду  по существенным признакам (зимняя, летняя, демисезонная).

Для шестого  года  жизни – познакомить детей с белорусскими предприятиями по пошиву одежды; формировать представления о профессиях, связанных с созданием одежды.

Воспитанники пятого года жизни играют в дидактические игры по теме занятия с помощником воспитателя,  а воспитатель дошкольного образования начинает занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Педагог обращает внимание детей старшей подгруппы на «волшебную шкатулочку»  и задает детям вопросы поискового характера: «то, что лежит в шкатулке бывает тёплым и холодным, прозрачным и плотным, гладким и шероховатым, имеет различную окраску, может мяться, растягиваться, соткано из различных ниток». Таким образом,  подводит их к ответу, что в шкатулке лежит ткань. Уточняет, для чего людям нужна ткань и где производят одежду. Предлагает детям совершить экскурсию на белорусские предприятия по пошиву одежды, используя мультимедийную презентацию. 

В ходе экскурсии знакомит детей с пошивом женской, мужской и детской одежды из различных видов тканей, которые производят у нас в Беларуси, – на фабрике «Калинка», предприятии «Славянка», «Світанак» и др.  Далее спрашивает у детей, как они думают, легко ли шить одежду. И просит их назвать профессии людей, которые производят одежду. 

Предлагает детям побыть в образе модельеров. Для этого ребята по желанию выбирают себе любой силуэт одежды и украшают его с помощью красок, аппликации, используя разные материалы (кусочки тканей, ленточки, цветную бумагу и др).  Пока «модельеры» творят, звучит тихая музыка. 

В это время в занятие включаются дети среднего дошкольного возраста, с которыми педагог отправляется в магазин.  Предлагает детям взять карточки с изображением различной одежды и сказать, что на ней изображено. Спрашивает у детей как одним словом можно назвать все эти вещи, для чего нужна одежда, что можно делать с одеждой.

Далее подводит детей к пониманию того, что одежда бывает летняя, зимняя и демисезонная. Используя обручи трёх цветов дается  задание детям: в жёлтый обруч положить карточки с изображением одежды, которую носят летом; в синий обруч -которую носят зимой, а в зелёный - которую можно носить весной и осенью. 

Старшая подгруппа воспитанников под руководством помощника воспитателя оформляет выставку своих моделей. 

Для всех воспитанников  организуется игра: предлагается сделать объявление по радио о ребёнке из группы, который потерялся, не называя его имени, только по описанию одежды. Задача детей – найти того, «кто потерялся».

В конце занятия с детьми проводится  игра с мячом «Поймай вопрос – верни ответ». Вопросы подбираются в соответствии с возрастом детей.  Например: 

- Где можно купить одежду?

- Кто шьёт одежду?

- Какие предметы нужны для того, чтобы сшить одежду?

- Из чего шьют одежду?

- Как нужно ухаживать за одеждой? И другие.

После игры обращается внимание всех детей на выставку моделей одежды, которые подготовили старшие воспитанники, где  они рассказывают о своих работах.

Следующий вид занятий, который можно использовать - это ступенчатое (поэтапное) окончание занятия. Например, при планировании  занятия по образовательной области «Ребёнок и природа», на тему «Домашние животные»,  ставятся следующие задачи:

Для детей пятого года жизни – формировать представления о домашних животных, пользе, которую они приносят человеку; умения соотносить животных, их детёнышей.

Для шестого  года  жизни - расширять представления о домашних животных: уходе за домашними животными, дифференцированных потребностях животных в пище, жилище, защите от врагов.

 Начинается занятие со всеми детьми. Предлагается ребятам отправиться в гости к бабушке в деревню. Дети занимают места в автобусе и под весёлую музыку отправляются в путь.    

В «деревне» их встречает бабушка (в роли бабушки – помощник воспитателя). Дети отгадывают загадки о животных. Педагог постепенно  подводит их к обобщающему понятию, что это - «домашние животные», уточняет, какую пользу они приносят человеку. 

Для детей 5-го года жизни предлагается игра «Найди детёнышей», а старшим детям дается задание расселить животных по своим жилищам. При этом дети старшего дошкольного возраста выполняют своё задание под руководством помощника воспитателя. 

После выполненного задания и физкультминутки,  уточняется у детей, как люди ухаживают за домашними животными. Далее предлагается детям рассмотреть картинки с изображением взрослых животных, их детёнышей, еды, которой они питаются, и составить цепочки питания по схемам. Детям старшего дошкольного возраста дается задание подобрать себе картинку с изображением детёныша животного, еды, которой он будет питаться и взрослого животного, которым он станет и разложить эти картинки по порядку. Детям пятого года жизни предлагается подобрать себе картинку с изображением взрослого животного и еды, которой он питается. 

После выполненных заданий дети прощаются с бабушкой и возвращаются в детский сад. Продолжительность этой части занятия длится не более 20 минут. Дети пятого года жизни уходят играть под присмотром помощника воспитателя.

А воспитанникам старшего дошкольного возраста предлагается придумать необычное домашнее животное,  составив его, используя готовые плоскостные силуэты частей тела разных домашних животных и придумать варианты названия получившегося животного.  

Подводя итог занятия, можно попросить детей рассказать о том, какие домашние животные есть у них дома, каких животных они хотели бы себе завести, и как они будут ухаживать за ними.  Общая продолжительность деятельности детей старшей группы составляет  25-30 минут.

Ещё один вид занятий, который можно  использовать в своей работе - одновременная деятельность детей по разным программным задачам. 

 Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. 

Например, на занятии по образовательной области «Искусство», по лепке на тему «Котёнок», определяются следующие образовательные задачи.

Для детей пятого года жизни: совершенствовать умения самостоятельно лепить несложные предметы (мячик, мисочку и др.) для игрушечного котёнка.

Для детей шестого года жизни: формировать умение лепить котёнка, передавая форму его туловища, головы, лапок, соотношение частей по величине, их расположение. 

Детям показывают игрушку-котёнка. Предлагают рассмотреть его, придумать ему кличку. Котёнок «обращается» к детям среднего дошкольного возраста с просьбой вылепить для его маленьких друзей мисочки для еды и мячики. Детям старшего дошкольного возраста  предлагается вылепить друзей для нашего котёнка.

На протяжении всего занятия активную помощь оказывает помощник воспитателя в работе с детьми пятого года жизни.

Когда дети среднего дошкольного возраста вылепят свои подарки, котёнок их «хвалит» и предлагает подарить маленьким котятам, которых делают старшие дети. 

Организация образовательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, но и в то же время открывает перед ним широкие возможности для развития речи и общения детей разного возраста.

свернуть

Деятельность узких специалистов в разновозрастной группе

Деятельность узких специалистов в разновозрастной группе

 

В разновозрастных группах смежного возраста и относительно контрастного возраста при организации слушания музыки возможно восприятие музыкального произведения, рекомендованного учебной программой дошкольного образования, учебными программами специального образования на уровне дошкольного образования для одной из возрастных групп. При восприятии музыкального произведения детьми более старшего возраста необходимо обратить внимание на используемые методы на этапе дифференцированного восприятия (например, если для группы детей более младшего возраста наиболее уместным может быть мимическое, тактильное, двигательное уподобление характеру звучания музыки, то для группы более старших детей может использоваться вокальное, темброво-инструментальное, полихудожественное уподобление); в процессе беседы более старших детей необходимо побуждать к высказываниям о музыке. Продуктивным также может оказаться метод контрастного сопоставления двух музыкальных произведений (по принципу контраста или сходства) из рекомендуемого репертуара для обеих возрастных групп. В этом случае педагогический работник в большей степени активизирует музыкальное восприятие детей той возрастной подгруппы, которой данное музыкальное произведение адресовано.

При организации певческой деятельности допустимым является разучивание и исполнение детьми разного возраста (как правило, смежного) песни из репертуара одной из возрастных групп в случае соответствия певческого диапазона обоим возрастам и индивидуальным особенностям певческих голосов воспитанников. Возможен вариант разучивания песни детьми более старшего возраста и подпевание отдельных музыкальных фраз этой песни детьми более младшего возраста, выполнение ими движений в соответствии с текстом или настроением музыки. Если разучивается песня, рекомендуемая для детей более младшего возраста, с детьми более старшего возраста может быть организована ее оркестровка (в первую очередь с участием звуковысотных детских музыкальных инструментов), также дети более старшего возраста могут исполнять данную песню acapella, что позволит дополнительно уделить внимание чистоте интонирования более старших воспитанников. Песенное творчество позволяет проявить индивидуальность каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей – песенные импровизации воспитанников могут отличаться текстовой и мелодической развернутостью при схожести предлагаемых видов творческих заданий.

Организация музыкально-ритмических движений может предполагать использование музыкального репертуара одной из возрастных групп, а движения под музыку (упражнения, танцевальные движения) будут выполняться в соответствии с возрастными возможностями и программными требованиями. Плодотворным может стать сольное и ансамблевое исполнение танцевальных движений детьми более старшего возраста на фоне массовой пляски детей более младшего возраста, выполнение детьми более старшего возраста роли ведущих в плясках по типу «зеркало», стимулирование их к созданию более развернутых танцевальных импровизаций. Подвижные игры с музыкой также дают детям более старшего возраста возможность проявить инициативу, стать ведущим, исполнять более сложные роли в игре.

Игра на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование) как вид деятельности позволяет достаточно четко дифференцировать предлагаемые воспитанникам разного возраста задания. Оптимальной формой в данном случае может стать смешанный оркестр, предполагающий исполнение на звуковысотных музыкальных инструментах детьми более старшего возраста и исполнение на шумовых инструментах детьми более младшего возраста, а также исполнение в ансамбле звуковысотных инструментов детьми более старшего возраста. Дифференцировать задания можно и при организации шумового оркестра, в котором более младшие дети могут с помощью шумовых инструментов выделять сильную долю, а более старшие – отмечать ритмический рисунок мелодии и др.

При организации видов музыкальной деятельности в случае, когда предполагаемый репертуар либо решаемые образовательные задачи и формируемые навыки для детей разного возраста в значительной степени различаются, безусловно, предпочтительнее ориентироваться на поэтапное начало (оно чаще будет предполагать слушание музыки, пение детьми более старшего возраста) либо окончание занятия (музыкально-ритмические движения, музицирование детей более старшего возраста, проведение музыкально-дидактических игр и др.).

В разновозрастных группах контрастного возраста необходимо стремиться к организации музыкальной деятельности с каждой подгруппой воспитанников.

В разновозрастной группе занятие (игра) по реализации содержания образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») организуется с учетом возраста и количества воспитанников и может проводиться поочередно с детьми старшей возрастной категории и младшей. Эффективность образовательного процесса будет выше, если в занятии одновременно принимают участие дети контрастного возраста: младшие (1–2 года) и старшие (5–7 лет). При этом воспитанники старшего возраста выступают для младших примером для подражания, а младшие, повторяя двигательные действия старших, занимаются с большим интересом.

В разновозрастной группе эффективно проводить такие виды занятий, как учебно-тренировочное, сюжетно-игровое.

Учебно-тренировочное занятие направлено на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, определенных учебной программой дошкольного образования. Содержание используемых физических упражнений и игр планируется с учетом возраста воспитанников, а также состояния их физической подготовленности (сформированность двигательных умений и навыков, уровень развития физических качеств ребенка). Учебно-тренировочное занятие может строиться:

на одинаковом двигательном материале для младших и старших воспитанников. В данном случае используются визуально одинаковые и похожие виды физических упражнений, но имеющие разные технические характеристики, плотность и протяженность двигательных действий (количество повторений);

на дифференцированном двигательном материале, подобранном с учетом уровня физической подготовленности младших и старших воспитанников. В данном случае воспитанники, имеющие высокий уровень физической подготовленности, выполняют задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Детям предлагается выполнение упражнений по схеме, рисунку, из нестандартного исходного положения, в новых условиях, с новым сочетанием технических элементов. Для воспитанников с низким уровнем физической подготовленности необходимо планировать задания, в которых особое внимание уделяется технике выполнения основных видов движений с установкой на их качественный результат. При этом руководитель физического воспитания занимается с воспитанниками, имеющими низкий уровень физической подготовленности, воспитатель дошкольного образования – с остальными детьми.

В сюжетно-игровом физкультурном занятии задачи обучения детей физическим упражнениям реализуются с помощью игровых упражнений, объединенных единым сюжетом (сказки, рассказа и пр.). Содержание сюжетно-игрового занятия может быть одинаковым для воспитанников старшего и младшего возраста, поскольку двигательный замысел реализуется детьми без специальной подготовки. Старшие дети, отображая движениями сюжет, создают новые композиции из усвоенных знакомых элементов, демонстрируют младшим свой двигательный опыт. Младшие, подражая им, открывают для себя собственные двигательные возможности, учатся сохранять в памяти выполняемые физические упражнения, обогащают свой двигательный опыт. Руководитель физического воспитания на занятии особое внимание уделяет обеспечению психологического комфорта всем воспитанникам, что достигается педагогической поддержкой двигательных замыслов детей и разными требованиями к качеству их выполнения.

свернуть